(ок. 400 - 20.11.471), свт. (пам. 31 авг., пам. греч. 17 и 20 нояб.), патриарх К-польский (с 458). Родом из Антиохии, в 458 г. был пресвитером храма Св. Софии в К-поле, избран на столичную кафедру после кончины свт. Анатолия.
Г. продолжал политику своего предшественника, направленную на закрепление догматических и канонических определений Вселенского IV Собора (Халкидонского), в т. ч. в отношении церковно-политического статуса К-польской кафедры. При его активном участии монофизит Тимофей II Элур, незаконно занявший Александрийскую кафедру после убийства правосл. патриарха сщмч. Протерия (457), был по приказу имп. Льва I низложен и сослан в Гангры (янв. 460). В К-поле против Г. сложилась партия сторонников низложенного Тимофея Элура, куда входили пресв. Акакий, буд. патриарх К-польский, и некий гимнограф Тимокл, поддерживаемые влиятельными придворными. Ок. 469 г. Петр Гнафевс при помощи стратига Востока Зинона, буд. императора, сверг Антиохийского патриарха Мартирия и занял его кафедру. Мартирий приехал в столицу, чтобы искать помощи, в т. ч. и у Г.; вернуться на свою кафедру ему не удалось, но под влиянием Г. имп. Лев I приказал выслать Петра, к-рый, узнав об этом, бежал. Патриархом Антиохийским стал Юлиан. Во время патриаршества Г. состоял в дружеских отношениях с прп. Даниилом Столпником (Delehaye H. Vita S. Danielis Stylitae // AnBoll. 1913. T. 32. P. 158), к-рого он рукоположил во пресвитера. Г. упоминается в житии его современника прп. Маркиана, эконома Св. Софии. При Г. в К-поле консул Студий построил храм во имя Иоанна Предтечи, куда переселилась часть братии мон-ря акимитов, положив начало Студийскому мон-рю. После кончины Г. К-польскую кафедру занял его противник Акакий.
Приверженцы Халкидонского Собора почитали Г. как последнего правосл. патриарха, затем, до 518 г., К-польский престол занимали сторонники «Энотикона» имп. Зинона (Theoph. Chron. P. 112-113). В «Луге духовном» прп. Иоанна Мосха (гл. 145) говорится о видении Г. демона, к-рый обещал не причинять зла Церкви, пока жив святитель, но после его кончины возобновить еретические расколы. Там же содержится рассказ о Г. монахов Софрония и Иоанна, передающих его со слов 2 старцев из киновии Салама (недалеко от Александрии), бывших ранее пресвитерами в К-поле. Они вспоминают о патриархе как о человеке кроткого нрава и святой жизни. Однажды он призвал к себе клирика из храма св. Елевферия по имени Харисий (Харисим), о к-ром было известно, что он занимается разбоем и колдовством, и сначала уговаривал его исправиться, затем наложил на него легкое наказание. Но поскольку Харисий не внял увещеваниям, Г. послал одного из слуг в храм, чтобы попросить Елевферия исправить клирика или убрать его из Церкви. На др. день Харисия нашли мертвым. По молитве патриарха был исцелен иконописец, написавший икону Христа в образе языческого бога Зевса и наказанный за это тем, что у него отсохла рука.
Г. был автором мн. экзегетических и догматических произведений и проповедей, к-рые сохранились во фрагментах. Особенно известны его комментарии на Книгу прор. Даниила (упоминается Геннадием Марсельским (2-я пол. V в.) - PL. 51. Col. 113-114), на книги Бытие, Исход, на Псалмы, книги малых пророков и Послания ап. Павла. Г. не соглашался с учением свт. Кирилла Александрийского, против к-рого он составил соч. «Против глав Кирилла» (Adversus capitula Cyrilli), сохранившееся в немногочисленных фрагментах в передаче Факунда Гермианского. Единственным полностью дошедшим до наст. времени догматическим текстом Г. является «Окружное послание» Поместного Собора в К-поле (458-459), в основном посвященное проблеме симонии. Вероятно, до 461 г. написан энкомий Г. папе свт. Льву I Великому, на основании к-рого можно сделать вывод о том, что впосл. Г. отошел от неприятия христологии свт. Кирилла, свойственного Антиохийской школе, и принял ее в той мере, в какой она была принята Халкидонским Собором. Сохранилось похвальное слово в честь Г., написанное прп. Неофитом Затворником († после 1214) (BHG, N 667).
По местному кипрскому преданию, зафиксированному прп. Неофитом, Г., смещенный с К-польской кафедры еретиком Акакием, тайно покинул столицу и отправился в Иерусалим. По пути он остановился на Кипре и захотел посетить пещеру, в к-рой подвизался прп. Иларион Великий (около Пафоса), но заблудился. Дойдя до с. Киссоптера, Г. стал проситься на ночлег, но никто не впустил его в дом, не поверив, что перед ним патриарх. В тот год выдалась необыкновенно холодная зима, и оставшийся без крова Г. замерз. Днем его тело опознали и с честью похоронили в Пафосе. От его мощей происходили исцеления.